Для экологов 3-го курса (Лекция)
Экологические основы роста и развития растений
Вопросы: 1. Минеральное питание растений
                  2. Потребление воды растениями
                  3. Автотрофность и фотосинтез
                  4. Регулирование роста растений


Вводная беседа: Понятие и  определения экологии, этапы становления экологии растений.



                                         Питание растений
Как же питается растение? Этот вопрос интересовал многих выдающихся ученых, не спадает этот  интерес и сегодня.
 Неолитическая революциия – начало разрушения естественных ценозов,  формирования агроценозов и понятия о питании  растений.

Теория питания растений Аристотеля (384 г. до н.э., древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. — воспитатель Александра Македонского)

 Объяснения питания растений Ван Гельмонта: опыт  с ивой.
Опыт Ван Гельмонта с ивой. Голландский естеств. Дата рожд. 12.01.1579. Брюссель, дата смерти- 30.12.1644. Нидерланды, автор слов ГАЗ  и ФЕРМЕНТ.

Современный человек манипулирует сообществами растений, выращивая садовые и полевые культуры для пищевых и других целей. Выращивание растений сводится к регулированию характера и плотности ценза, конкурентов и вредителей, обеспечивая растения водой и удобрениями. Большинство растений, используемых человеком, выращиваются в виде массовых полевых сообществ, некоторые возделываются одиночно или группами как плодовые культуры в садоводстве.
В природе растения образуют ценозы. Экологические условия в них не идентичны тем, в которых произрастает одиночное растение, так как на среду, окружающую отдельную особь, существенно влияют другие растения, конкурируя с ним или способствуя его росту.   


Определение плодородие почвы: способность почвы обеспечивать растения минеральными веществами и водой при наличии оптимальной температуры и кислорода.  Таким образом, корни растений поглощают из почвы минеральные вещества и воду.



Минеральное питание растений
  В начале развития учения о минеральном питании считали, что чем больше в почве определенного набора питательных веществ, тем выше урожай.
Но оказалось, что  при этом могут возникнуть следующие проблемы:
1.     концентрация используемого вещества может стать токсичной;
2.     используемое веществ может повлиять на поглощение других элементов;
3.     концентрация вещества может вызвать вредные осмотические эффекты;
4.      рост могут лимитировать и другие питательные вещества. Закон минимума – Либиха.
(Другие питательные вещества обычно не включаются в удобрения, так как почва содержит их в достаточном количестве. Но если обнаруживается дефицит микроэлементов, в почву нужно внести необходимый элемент.)

Повторение некоторых терминов и понятий из Почвоведения: гранулометрический состав,  количество и качество гумуса, поглотительная способность.

Главными питательными  веществами оказались азот, фосфор и калий. Потребность в них зависит от культуры и от естественного плодородия почв.
(N, P и K и их влияние на жизнедеятельность растений).

Проблемы, связанные с внесением удобрений:
1) при увеличении количества минеральных удобрений усиление роста, достигаемое каждой дополнительной прибавкой дозы, уменьшается;
 2) при дробном внесении удобрений в течение вегетации расходы на их внесение увеличиваются;
3) почвы имеют ограниченную адсорбционную емкость, и избыточное количество внесенного удобрения может быть смыто до водного зеркала, а в последствии – в реки и озера. Это вызывает эвтрофикацию (усиленный рост водорослей, расход кислорода, замор рыб).
 4) на поглощение минеральных веществ большое влияние оказывает и PH почвы.
(Различают нейтральные, кислые и щелочные почвы. Кислые – с PH ниже 7, щелочные выше 7. Растения в кислой почве повреждаются не из-за избыточного содержания ионов H +, а из-за избыточной доступности железа и алюминия.  В щелочной почве железо и фосфор, наоборот,  становятся недоступными.  Щелочные почвы представляют для с.-х. меньшую проблему, чем кислые.  
Кислотность почв устраняют внесением извести (CaO-негашеный) CaOH2.). Щелочность устраняют добавлением гипса CaSO4 2H2O.   

Нужна ли почва для питания растений?  Рассказ:  метод гидропоники и др. методы, состояние и перспективы (Япония).
                                                                    

Потребление воды и питание растений
(Значение воды в жизни растений будет раскрыто в лекции –Вода как экологический фактор). 
Корни снабжают растение большей частью той влаги, которую оно потребляет в течение своей жизни. Следовательно, скорость, с которой корневая система может извлекать воду из почвы, имеет первостепенное значение для развития растений. Эта скорость регулируется четырьмя процессами:
1) перемещением воды из почвы в корневые волоски, а затем в сосуды (симпласт и апопласт),
2) перемещением из сосудов через протоплазму листовых клеток, ограничивающих устьица (строение устьичного комплекса),
3) поступлением энергии (х.свет), которая может быть использована для испарения воды в устьицах и с поверхности листа,
4) перемещением водяного пара из устьиц в окружающую среду путем диффузии или конвекции. (Сухость воздуха, ветер и тд.).

      Основное противоречие в водном балансе растений – это когда клетки корней не могут передавать воду из почвы в сосуды с такой же скоростью, с какой ее испаряют клетки листьев.
При этом в растении  последовательно осуществляются следующие процессы (дать пояснения по каждому пункту с рисунками на доске):
1) закрываются устьица,
2) наступает частичное увядание,
3) повышается осмотическое давление клеточного сока,
4) уменьшается интенсивность фотосинтеза,
5) происходит частичное или полное сбрасывание листьев.

     В среднем такие растения как пшеница, клевер, фасоль ячмень потребляют от 90 до 122 кг воды на каждый килограмм образуемого им сухого вещества. Количество испаряемой воды зависит от вида растений и от влажности воздуха.

Свойства почвы, определяющие доступность воды для растений.
4 формы связи воды с почвой. Рассказ. Повторение информации из почвоведения: два метода определения точки стойкого увядания.


Практические мероприятия по регулированию содержания влаги в почве.
1.     Удаление избыточной воды при помощи дренажа.
2.     Орошение: дождевание, напуск, капельное.
3.     Мульчирование.
4.     Регулирование потери воды через листовую поверхность посевов.
        Схема посева: а) одиночное растение, б) сплошной посев (Рисунок на доске)
    5. Удаление солей и уменьшение их накопления в почвах Низменного Дагестана (засоленность и доступность воды, причины засоления).



Автотрофность растений: солнечный свет и фотосинтез
Основы фотосинтеза будут рассмотрены в лекции – Свет как экологический фактор. Здесь же приводятся некоторые аспекты регулирования этого процесса как основы автотрофного питания в связи с минеральным питанием и поглощением воды.

 С увеличением освещенности интенсивность фотосинтеза возрастает до определенного максимума. Количество фотосинтетически активного света, получаемого листом, зависит от его положения в листовом покрове. Избыток света тратится на увеличение t листа и его дыхание. Поскольку верхние листья получают полный солнечный свет, они должны использовать его экономно, поэтому,  ориентированы они должны быть к падающему свету не под прямым углом, а косо для прохождения лучей в более глубокие кроны к нижним листам. Верхние листья более ксерофильны, а нижние более теневыносливы и расположены перпендикулярно падающим лучам.
Листовая  поверхность каждого растения и всего сообщества  направлена на поддержание ее оптимальной величины при данной солнечной радиации.

- Постижение механизмов фотосинтеза.
- С3 путь фотосинтеза. Цикл Кальвина начинается с образованием 3 фосфоглицериновой кислоты 3ФГК COOH – CHOH – CH2O
- цикл Хетча-слэка – С4 путь – фосфоноелпировиноградная кислота ФЕП с образованием щавелевоуксусной кислоты. COOH – CH2 +…. – CO – COOH/




Регулирование роста растений с помощью химикатов

Повышение урожая с.х.культур – это основная проблема современной цивилизации для обеспечения питанием человечества. Достигается это в основном оптимизацией доз вносимых удобрений и улучшением генетической природы сортов. Однако на регулирование растительных процессов применением различных регуляторов роста возлагаются в настоящее время большие надежды. 
Различают следующие регуляторы роста: ауксины, гиббереллины, цитокинины, этилен и ретарданты.

  Ауксины применяют для следующих целей:
1)    стимуляция укоренения черенков,
2)    индукция цветения некоторых растений (ананас),
3)    индукция завязывания плодов и их рост без образования семян,
4)    опадение  плодов на ранних стадиях развития,
5)    предотвращение опадения плодов перед уборкой.

Гиббереллины применяют в следующих целях:
1)    повышение производства бессемянного винограда,
2)    обработка апельсинов для предотвращения старения кожуры,
3)    стимуляция образования цветочных почек и улучшение качества ягод у вишни,
4)    улучшение завязывания плодов на яблонях и грушах,
5)    образование гибридных семян огурцов,
6)     стимуляция образования солода, добавлением ГК к прорастающему ячменю,
7)    повышение урожайности сахарного тростника.

Цитокинины:

1)    замедляют старение и способствуют сохранению зеленой окраски листьев зеленых овощей (спаржа, сельдерей и тд.),
2)    при вынашивании безвирусных растений (микроклональное размножение).

Этилен – гормон старения (газообр-е вещество и используют только в замкнутом пространстве:
1)    используется для ускорения созревания транспортируемых в незрелом состоянии плодов (бананы, томаты, червивые плоды, гниющие плоды и тд.),
2)    обработка каучуконосных деревьев для усиления вытекания латекса,
3)    стимуляция образования женских цветов у тыквенных (огурцов).


Ингибиторы роста (ретарданты). Алар, ССС.

1)    предотвращение полегания пшеницы,
2)    уменьшение высоты декоративных растений,
благоприятное влияние на качество плодов вишни (Алар

Комментарии

Популярные сообщения