Для студентов-почвоведов 3-го курса
Тестовые задания
(Прошу студентов ответить на вопросы методом : № вопроса - № ответа и выслать на почту ecorast@mail.ru)
Тесты по курсу «История и методология почвоведения» составлены в соответствии с государственной программой и предназначены для проверки уровня знаний, навыков и умений, которые должны быть приобретены студентами, обучающимися на географо-биологическом факультете.
Первый уровень ориентирован на оценку уровня
теоретических знаний изучаемого курса. Второго уровня – на оценку знаний определений терминов и
умений сформулировать или завершить определение того или иного термина. Третий
уровень предполагает оценку навыков и умения смоделировать строение
генетического профиля почвы и представить его в виде своеобразного «кода»,
записанного с помощью символов и значков и
предполагают свободно конструированный ответ. Последний уровень
рассчитан на получение развернутого плана характеристики экологических условий
почвообразования и особенностей почвенного покрова для самостоятельно выбранной
природной зоны, он ориентирован на установление последовательностей, выявление
взаимосвязей и представляет свободно конструированный ответ.
После изучения курса к
студентам предъявляются следующие требования:
знать физические, химические, биологические и
морфологические свойства зональных и интразональных типов почв, полевые и
лабораторные методы изучения наиболее значимых в генетическом плане свойств
почв
уметь самостоятельно
изучить почвенные свойства в полевых и лабораторных условиях, дать им
соответствующую интерпретацию и представить результаты исследований в виде
таблиц, графиков и диаграмм, уметь работать с почвенными и другими
тематическими картами, использовать их в своей профессиональной деятельности
владеть
понятийно-терминологическим аппаратом почвоведения, географии и экологии
почв - иметь представления о факторах почвообразования и их роли в
почвообразовательном процессе, закономерностях распространения почв на земном
шаре, роли почвы в наземных экосистемах –
В настоящих тестах достаточно
полно отражено содержание учебной дисциплины (полнота составляет не менее
70-75%).
Цель тестирования: 1. Выявить
уровень знаний о факторах почвообразования, почвообразовательном процессе и его
главных составляющих, почвах и их свойствах, приемах и методах изучения почв в
полевых и лабораторных условиях. 2. Выявить уровень умения применять
теоретические знания для решения практических задач. 3. Вычленить ряд разделов
и тем наиболее трудных к восприятию студентами.
Выберите
один правильный ответ (Уровень 1):
1..Основоположником научного почвоведения
признан 1)Ломоносов М.В.; 2)Докучаев В.В.; 3)Вернадский В.И.; 4)Берцелиус И.
2..В 17 19в.в. почвоведение
рассматривалось как 1)самостоятельная наука; 2)как часть геологии или
агрономии; 3)как часть натурфилософии; 4)как часть учения о биосфере.
3.Известный почвовед Костычев П.А.
основную задачу почвоведения видел в 1)исследовании географических
закономерностей распространения почв; 2)исследовании свойств почв по отношению
к растениям; 3)изучении генезиса почв; 4)разработке классификации почв.
4.Автором широко известной монографии
«Русский чернозем» был 1)Вернадский В.И. 2)Добровольский В.В.; 3)Докучаев В.В.;
4)Веселовский К.С.
5.По словам основоположника генетического
почвоведения «дневные или близкие к ним горизонты горных пород, которые
естественно были изменены взаимным влиянием воды, воздуха и различного рода
организмов живых и мертвых, получили название» 1)коры выветривания; 2)почвы;
3)литосферы; 4)ноосферы
6.)Идея о сочетании в почве двух циклов
круговорота веществ(малого биологического и большого геологического)
принадлежит 1)Докучаеву В.В.; 2)Неустроеву С.С.; 3)Вильямсу В.Р.; 4)Захарову
С.А.;
7.Какой фактор почвообразования не
рассматривал в свое время основоположник генетического почвоведения1)время;
2)климат; 3)почвообразующую породу; 4)антропогенный.
8.Минеральный состав почвы и многие её
химические и физико-химические свойства зависят преимущественно от
1)почвообразующей породы; 2)грунтовых вод; 3)рельефа местности; 4)растений и
животных.
9.Главным участником биологического
круговорота зольных элементов и азота в почвах являются 1)микроорганизмы;
2)почвенные животные; 3)воды; 4)растительность.
10.Все почвенные процессы в гидроморфных
почвах определяются 1)почвообразующей породой; 2)биотическими факторами;
3)климатическими условиями; 4)почвенно-грунтовыми водами.
11.Энергетика почвообразования связана в
первую очередь с 1)водами; 2)рельефом; 3)климатом; 4)антропогенным фактором.
12.Главным источником азота в почвах
является 1)атмосфера; 2)гидросфера; 3)литосфера; 4)антропогенная деятельность.
13.Из почвы в атмосферу главным образом
диффундирует 1)аргон; 2)углекислота; 3)кислород; 4)радон.
14.Там, где коэффициент увлажнения больше
1, а избыток атмосферной влаги в условиях свободного дренажа идет на пополнение
грунтовых вод и далее расходуется через подземный сток, в почве складывается
водный режим 1)застойный; 2)ирригационный; 3)промывной; 4)мерзлотный.
15.Там, где годовое количество осадков
150мм, коэффициент увлажнения 0,2,а индекс сухости 5,0 формируются почвы с
типом водного режима 1)выпотным; 2)непромывным; 3)периодически промывным;
4)мерзлотным.
16.Самая обильная и разнообразная группа
почвенных микроорганизмов 1)бактерии; 2)актиномицеты; 3)грибы; 4)водоросли.
17.Почвы, в которых охлаждение
сопровождается промерзанием, длительность промерзания достигает нескольких
месяцев, среднегодовая температура положительная, а на глубине 0,2м в самый
холодный месяц- отрицательная, имеют следующий тип температурного режима
1)мерзлотный; 2)сезонно-промерзающий; 3)непромерзающий; 4)постоянно теплый.
18.Энергия почвообразования, а
следовательно, и скорость почвообразования наиболее высока 1)во влажных и
теплых областях; 2)в сухих и холодных; 3)во влажных и холодных; 4)в сухих и
жарких.
19)Значительная часть энергии,
затрачиваемой на почвообразование, аккумулируется в 1)гумусе; 2)грунтовых
водах; 3)почвообразующей породе; 4)первичных минералах.
20.Очень тонкая, но энергетически и
геохимически очень активная самостоятельная оболочка Земли 1)литосфера;
2)биосфера; 3)педосфера; 4)ноосфера.
21.Так называемый скелет почвы представлен
1)генетическими горизонтами; 2)крупными обломками горных пород и первичных
минералов; 3)останками животных; 4)подземными органами растений.
22.Относительное содержание и соотношение
частиц различного размера в почве называется 1)механическим составом;
2)агрегатным составом; 3)минералогическим составом; 4)химическим составом. 6
23.Сумма фракций, размеры частиц которых
меньше 0,01 мм, называется 1)физической глиной; 2)скелетом; 3)физическим
песком; 4)супесью.
24.Органические кислоты, растворимые в щелочах
и водных растворах аммиака, осаждаемые из растворов кислотами в виде аморфного
хлопьевидного осадка называются 1)фульвокислотами; 2)гумином; 3)гуминовыми
кислотами; 4)детритом.
25.Наиболее благоприятные условия для
гумусообразования и гумусонакопления складываются в природной зоне 1)тундровой;
2)арктических пустынь; 3)таежно-лесной; 4)степной.
26.Связность, пластичность, липкость,
усадка-это все 1)общие физические свойства; 2)физико-механические;
3)водно-физические; 4)агрономические.
27.Количество тепла, которое надо
затратить для нагревания 1 г или 1 см почвы на один градус называется
1)температуропроводностью; 2)теплопроводностью; 3)теплоемкостью;
4)теплообменом.
28.Способность почв обеспечивать растения во
все этапы их роста и развития необходимыми элементами минерального питания,
влагой и воздухом получила название 1)химических свойств; 2)буферности;
3)плодородия; 4)биологических свойств.
29.Гипсование солонцеватых и известкование
кислых почв является примером 1)рекультиваций; 2)химических мелиораций; 3)
санаций; 4)противоэрозионных работ.
30.Почвоведение как самостоятельная наука
оформилось 1)чуть более 100 лет тому назад; 2)около 300 лет; 3) 200 лет;
4)около 50 лет.
Комментарии
Отправить комментарий